Мукаман А.К., МВА, Actuary

Рыскулов А.С., МВА, Actuary

г. Алматы, 2009 год

 

ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
КАК СПОСОБ ДИВЕРСИФИКАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

    Развитие альтернативных источников финансирования для диверсификации мировой экономики является наиболее актуальным вопросом в период мирового финансового кризиса. Именно таким альтернативным источником может стать исламская финансовая система. Будучи менее подверженными рискам традиционной финансовой системы, исламские финансы могут выступить в качестве способа диверсификации мировой экономики для преодоления глобального финансового кризиса. До настоящего времени исламская финансовая система не сталкивалась с серьезными финансовыми кризисами, в том числе глобальный финансовый кризис, возникший вследствие ипотечного кризиса США.

1. Принципы исламского финансирования

    Особенностью исламской финансовой модели является наличие определенного ряда запретов указанных в Коране и Сунне – жизнеописание Пророка Мухаммада (с.а.с). К основным запретам относятся следующие:

  • «Риба» (излишек) - запрет ставки процента;
  • «Гарар» (подвергать риску) - запрет на намеренный риск, выходящий за пределы необходимого, и неопределенность в контракте;
  • «Мейсир» (азартная игра) – запрет спекулятивного поведения.

    Запрет на использование процентной ставки приводит к тому, что исламские финансовые институты должны генерировать прибыль либо являясь долевым участником, полностью разделяя риски, доходы или убытки партнера, либо занимаясь торговой деятельностью извлекая наценку с перепродажи.

2. Исламский банкинг

    В настоящее время в мире насчитывается около 300 исламских банков с суммарными активами около 700 млрд. долл. США, темпы роста которых составляют в среднем 10-15% в год. По прогнозам специалистов, к 2013 г. активы исламских финансовых институтов достигнут 1 трлн. долл. США.

    Эффективная деятельность исламских банков, в отличие от традиционных, отражается не только в финансовых показателях, но и подтверждается исследованием МВФ 2008 г., в котором было рассмотрено финансовое состояние 77 исламских и 397 традиционных банков, с примерно одинаковым уровнем капитализаций, в различных странах, за 12 лет. Исследование показало, что исламские банки на 1/3 эффективнее традиционных банков с капиталом менее 1 млрд. долл. США и на 25% эффективнее банков, капитализация которых превышает 1 млрд. долл. США. МВФ считает, что успешная деятельность заключается в индивидуальном подходе к клиентам и в более качественной оценке рисков. Средняя доходность исламских финансовых институтов за 2008 г. составила 10-12% в США, 12-15% в Западной Европе и 15-20% в Восточной Европе.

    К преимуществам исламского банкинга по сравнению с традиционным можно отнести:

  • Разделение риска между банком и клиентом;
  • Направленность на реальный сектор экономики;
  • Социальная направленность.

    Исламские банки являются важнейшим элементом исламской финансовой системы. В исламской модели банки выполняют те же функции, что и в традиционной, западной: обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников.

3. Исламские финансовые инструменты

    Функция финансового посредника в исламской банковской системе представлена широким спектром различных финансовых инструментов основанных на трех видах деятельности: торговле, аренде и партнерстве.

    К основным относят следующие виды продуктов:

  • Мурабаха – перепродажа с торговой наценкой;
  • Мушарака – совместная деятельность;
  • Иджара – лизинг;
  • Истисна – форвардная сделка;
  • Мудараба – участие в прибылях и убытках;
  • Вакала – агентские услуги.

 

 

Рисунок 1.           Исламское финансовое посредничество

Источник: [1]

 

4. Исламская ипотека

    В 1975 г. впервые на рынке была предложена ипотека в соответствии с принципами Шариата. Первый дом был приобретен уже через три года. В настоящее время исламская ипотека имеет несколько разновидностей в зависимости от той модели, которая лежит в ее основе.

    Виды исламской ипотеки:

  • Мурабаха. От клиента требуется обладать определенной суммой для внесения первоначального взноса. Например, 20% от стоимости приобретаемого жилья. Клиент находит продавца недвижимости, после чего обращается к банку или другому финансовому институту, который выкупает дом (квартиру) у продавца и перепродает клиенту. Оставшуюся часть стоимости квартиры клиент выплачивает в рассрочку. В цену, по которой банк перепродает дом клиенту, закладывается прибыль банка и инфляционные издержки. С момента внесения первоначального взноса и заключения договора право собственности на жилье переходит к клиенту.
  • Иджара. Клиент находит жилье, которое намеревается приобрести, после чего банк покупает его и сдает в аренду клиенту. Таким образом, клиент с этого момента выступает в роли арендатора, а продавец - в роли арендодателя. Арендодатель, как правило, пересматривает размер арендной платы с учетом изменения рыночных цен. Одно из главных преимуществ модели Иджара - клиенту не надо располагать значительной суммой для заключения договора.
  • Мушарака. В широком значении Мушарака - это договор товарищества, в котором полученная прибыль делится между сторонами в заранее оговоренных долях в то время, как убытки распределяются пропорционально вкладу в капитал. Убывающая же Мушарака представляет собой форму товарищества, в котором одна из сторон (банк или другое финансовое учреждение) заранее оговаривает свое намерение выйти из проекта до конца его существования самого товарищества. Таким образом, клиент в соответствии с соглашением между ним и банком постепенно или сразу выкупает долю банка в товариществе с помощью собственных или привлеченных средств. Результатом подобной транзакции становится выкуп клиентом доли банка в проекте.

5. Такафул – исламское страхование

    Такафул происходит от арабского слова «кафала», что означает «совместные гарантии». Принципы Такафул во многом схожи с теми, что лежат в основе системы взаимного страхования, так как исламское страхование основано на взаимных сотрудничестве, ответственности, гарантиях, защите и помощи среди различных групп участников. В отличие от обычного страхования, где действует механизм передачи рисков от страхователя к страховщику, в системе Такафул страховая организация выступает лишь в качестве агента, в то время как риски распределяются между участниками в рамках взаимных гарантий.

    В 2006 г. во всем мире страховые вклады по системе Такафул оценивались на уровне около 3 млрд. долл. США. Примерно 60% вкладов были получены в рамках общего Такафул (общее страхование) и 40% в рамках семейного Такафул (страхование жизни и пенсионное страхование).

    Принципы исламского страхования осуществляются в рамках трех основных моделей: Мудараба, Мушарака и Вакала.

6. Сукук – исламские ценные бумаги

    Сукук представляет собой исламский эквивалент облигации. Принцип «Сукук» заключается в праве владельца облигации разделить с эмитентом его прибыль или убытки. При этом доход не гарантируется. Сукук похож на традиционные облигации, так как он также является залоговым инструментом, который обеспечивает предсказуемый уровень прибыли. 

    Однако фундаментальная разница между этими двумя заключается в том, что облигация представляет собой чистый долг выпускающего, а  Сукук представляет, в дополнение к риску кредитоспособности выпускающего, ставку собственности в существующем или чётко определённом активе или проекте.   Также, в то время, как облигация создаёт взаимоотношения кредитора/заёмщика, взаимоотношения в Сукук зависят от характера договора, лежащего в основе Сукук. Например, если лизинговое соглашение (Иджара) лежит в основе   Сукук, тогда он создаёт отношения арендатора/ арендодателя, которые отличаются от типичных отношений кредитора/заёмщика.

    Организация по бухгалтерии и аудиту исламских финансовых учреждений  (AAOIFI) выделяет различные виды соглашений лежащих в основе Сукук: Иджара, Салам, Истисна, Мурабаха, Мушарака, Мудараба, Музараах, Мусаках, Мугараса.

7. Стабильность финансовой системы

   В период мирового финансовго кризиса исламская финансовая система рассматривается как более стабильная по сравнению с традиционной финансовой системой. Это предположение основано на двух аргументах: огранченная допустимой долговой нагрузке экономических субъектов в исламской системе; неспособность рефинансировать позиции на активах созданием дополнительного долга.

   Можно предположить, что исламская финансовая система более стабильна, чем система, основанная на вознаграждении, по меньшей мере, по четырем основным причинам. Во-первых, в исламской финансовой системе, срок и структура активов и обязательств экономического субъекта близко соответствуют через соглашения о разделе прибыли. Во-вторых, обязательства каждого экономического субъекта содержат собственный капитал и/или полностью погашаются основными будущими потоками дохода. В-третьих, платежные обязательства фирм и финансовых учреждений – это в основном дивиденды, которые должны выплачиваться, только если поступают прибыли. В конце концов, рефинансирование долга не может происходить на основе вознаграждения; если есть какое-то рефинансирование, то оно должно быть на основе раздела будущей прибыли, ожидаемой от активов. В исламской системе опасность неплатежеспособности появляется для экономических субъектов, только если их доходные статьи оказываются недостаточными для их наличных затрат и обязательств. Такая ситуация может возникнуть только из-за некачественного управления или внешних экономических факторов, но не присуща данной финансовой системе.

8. Исламские финансы в Казахстане

   В феврале 2009 г. в РК был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организаций исламского финансирования» и была создана первая исламская финансовая компания АО «FATTAH FINANCE», планирующая запустить паевой фонд рискового инвестирования «Исламский фонд «Амана». Во второй половине 2009 г. АО «БТА Банк» совместно с Emirates Bank Group намерены открыть исламский банк в РК. 31 марта 2009г. в Абу-Даби вице-министром финансов РК Русланом Даленовым был подписан меморандум об осуществлении банковской деятельности на территории РК исламским банком «Аль-Хиляль».

9. Выводы

   В настоящее время в мире исламская финансовая система – наиболее развивающаяся отрасль экономики не только в исламских странах, но и в светских государствах в различных частях света. Развитие исламского финансирования позволит диверсифицировать мировую экономику, снизить риски и повысить устойчивость мировой финансовой системы.

 

Опубликовано:

Мукаман А.К., Рыскулов А.С. Исламская финансовая система как способ диверсификации мировой экономики. // IV Рыскуловские чтения. «Глобальный экономический кризис: причины, реалии и пути преодоления». Часть 1. – Алматы: Экономика. – 2009. – С. 600-606.

 

______________________________________________________________

  1. Икбаль З., Мирахор А. Введение в исламское финансирование: Теория и практика. – Сингапур: Издательство John Wiley & Sons (Asia) Ptc Ltd, 2007.
  2. Трунин П., Каменских М., Муфтяхетдинова М. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. – М.: ИЭПП, 2009.
  3. www.bekkin.ru – официальный сайт Рената Беккина.

  4. www.imf.com – официальный сайт International Monetary Fund.
  5. www.rfca.kz – официальный сайт АО «Региональный финансовый центр Алматы».
  6. www.the-actuary.org.uk – официальный сайт журнала «The Actuary».

 

Наши Партнеры

 

Полезные ссылки

ОВС "Халалное страхование "Такафул"

Адрес: Казахстан, г.Алматы, ул. Тимирязева (уг. ул. Байтурсынова), 15 Б, 3 этаж


Телефон: +7 (727) 327-18-59

E-mail: takaful.kz@gmail.com

Copyright © 2010 Takaful Insurance. All rights reserved

Страховой каталог INS.ORG.RU
Бесплатный хостинг uCoz