Исламские Финансы
Исламская финансовая система в сравнении с традиционной западной системой весьма специфична и имеет ряд отличительных особенностей продиктованных требованиями исламского права – Шариата, источниками которого служат Коран и Сунна (высказывания и действия Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует).
Особенностью Исламской финансовой системы является наличие ряда определенных запретов продиктованных положениями Шариата (мусульманского права). К основным запретам относятся следующие:
- Риба – запрет процентной ставки (ростовщичества);
- Гарар – запрет на наличие излишней неопределенности, случайности или неясности условий контракта;
- Мейсир – запрет спекулятивного поведения и принятия избыточных рисков (азартные игры);
- Харам – запрет на ведение и участие в запрещенных видах деятельности.
Помимо основных запретов Исламской финансовой системе присущи следующие принципы:
- разделение риска – в Исламе запрещается передавать риск за денежное (или иное) вознаграждение от одной стороны договора другой или же третьему лицу. Все участники договора обязаны в равной (или соответствующей их участию) степени разделять риски присущие сделке;
- ненарушаемость договоров – исполнение договорных обязательств является важнейшей из обязанностей сторон сделки;
- деньги рассматриваются исключительно как потенциальный капитал, реальным капиталом они считаются лишь после того как вкладываются в производственную деятельность.
Исламские финансовые институты в своей деятельности используют ряд финансовых инструментов, схожих с теми, которые используют традиционные финансовые институты, удовлетворяющих нормам мусульманского права. За весь период развития Исламской финансовой системы мусульманскими учеными-правоведами и финансовыми экспертами было разработано огромное количество разнообразных финансовых инструментов, но на практике используются лишь часть из них.
К основным Исламским финансовым инструментам можно отнести следующие:
- Мурабаха – договор купли-продажи, согласно которому одна сторона по поручению клиента приобретает у третьего лица материальный актив, который в дальнейшем перепродается клиенту по заранее оговоренной цене, определенной как стоимость плюс норма прибыли.
- Иджара. Данный финансовый инструмент аналогичен лизингу. Согласно договору иджара одна сторона по требованию клиента приобретает материальный актив, а затем сдает его клиенту в аренду. Продолжительность аренды и размер арендной платы согласуются сторонами при заключении контракта и не подлежат изменению во времени. Право собственности и все риски, связанные с этим остаются у первой стороны, клиент же приобретает право пользования активом и доходами от него.
- Мушарака – договор участия в акционерном капитале, согласно которому финансирующая сторона и клиент совместно вносят средства на финансирование проекта. Право собственности, прибыль и убытки делятся между сторонами пропорционально участию сторон в финансировании проекта. Управление проектом может осуществляться одной стороной или же всеми участвующими сторонами.
- Мудараба. Согласно данному договору одна сторона (рабб-уль-маль), владелец денежных средств, передает в доверительное управление второй стороне (мудариб) свои средства. Полученный доход распределяется между сторонами в соответствии с ранее оговоренным соглашением. Убытки же несет собственник денежных средств, а мудариб лишается вознаграждения за свою деятельность.
- Истисна – финансовый инструмент, созданный специально для финансирования долгосрочных проектов. Согласно договору истисна все расчеты производятся по цене, установленной на дату заключения контракта, в то время как выплаты осуществляются по окончании проекта или же в заранее оговоренные промежутки времени по ходу проекта.
- Вакала является аналогом представительства в традиционной финансовой системе. Согласно договору вакала одна сторона – вакиль (агент) представляет интересы другой стороны в качестве доверенного лица. В отличие от договора мудараба агент не участвует в распределении прибыли или убытка, а получает фиксированное вознаграждение за свои услуги.
- Кард-уль-Хасан представляет собой беспроцентную ссуду. Заимодатель предоставляет клиенту ссуду на определенный срок без взимания какого-либо вознаграждения. Клиент, расплатившись по основному долгу, может исключительно на добровольной основе выплатить заимодателю премиальные. Заимодатель же не имеет право самостоятельно требовать премиальные. В качестве гарантии, что долг будет возвращен, может быть потребован залог. На практике исламские финансовые институты предоставляют данный продукт своим партнерам на основании дружеских отношений и доверия.
- Сукук – исламские ценные бумаги, часто именуемые «исламскими бондами». Сукук представляет собой исламский эквивалент облигации. Принцип исламских облигаций заключается в праве держателя сукук на часть прибыли (или убытка) эмитента. Доход по исламским ценным бумагам не гарантируется. Существуют различные виды сукук в зависимости от того какой договор лежит в его основе: иджара-сукук, истисна-сукук, мурабаха-сукук, мушарака-сукук, мудараба-сукук.
- Такафул – исламский аналог страхования. Принципы такафул во многом схожи с принципами взаимного страхования, но имеется и ряд существенных отличий. В отличие от традиционного страхования, где действует принцип передачи риска от страхователя к страховщику, в системе исламского страхования такафул организация выступает в роли агента. Все риски распределятся между клиентами исламской страховой компании – участниками такафул фонда. В настоящее время исламское страхование осуществляется в рамках двух основных моделей: мудараба и вакала.
Как можно видеть Исламская финансовая система обладает достаточным количеством разнообразных финансовых инструментов и способна предложить мусульманскому (и не только мусульманскому) населению весь спектр финансовых услуг в качестве альтернативы традиционной финансовой системы.